Как определить синдром Аспергера?

Среди психических расстройств у детей существует редкое заболевание – синдром Аспергера. Название недуг получил по имени австрийского детского врача и психиатра Ганса Аспергера. Именно он был первым, кто полностью и точно описал психическую патологию, квалифицировав ее как аутистическую психопатию.

Известны случаи болезни и у взрослых, но она имеет мягкую форму, в отличие от детской патологии.

  • Как известно, дети, страдающие аутизмом, представляют собой объект с нарушением развития, не могут поддерживать социальное взаимодействие.
  • У них есть свой, ограниченный круг привычек и интересов, также у аутистов большие проблемы с высказыванием своего мнения, зачастую они просто молчат.
  • У пациентов, у которых обнаружен синдром Аспергера, есть сохранность речи, но другая симптоматика, характеризующая аутизм, к сожалению, сохраняется.

В 1991 году был установлен современный стандарт диагностики психического расстройства, но основная масса специалистов все же не может получить ответы на все вопросы.

  • Так и не смогли определить признаки, по которым можно отличить болезнь Аспергера от аутизма.
  • В конце концов, многие исследователи решили отказаться от диагностирования данного заболевания и работают с такими детьми, как с аутистами, только с определенной степенью патологии. И с этим нельзя не согласиться.
  • Действительно, при болезни Аспергера признаки могут быть в более тяжелой или легкой степени.
  • А значит, аутизм имеет различную степень тяжести, и для специалистов легче классифицировать недуг по единой шкале.

Врачами установлен немаловажный факт – синдромом Аспергера чаще страдают мужчины.

  1. Родителям проблемного ребенка следует быть более мягкими, терпеливыми.
  2. Длительность жизни у больных такая же, как и у здоровых людей.
  3. Но нужно подготовиться к частым приступам депрессии, а взрослые с данным недугом склонны к суицидальным поступкам, состояниям аффекта.

Необходима постоянная поддерживающая терапия, хотя сами страдающие не считают себя больными и не согласны прислушиваться к советам докторов.

Синдром Аспергера — как понять

Неспособность понимания эмоций

Человек с синдромом Аспергера не в состоянии правильно трактовать информацию, посылаемую ему другими людьми путем жестов, мимики, тона голоса, взгляда – того, что определяет эмоциональную сторону общения представителей человеческого рода. Улыбка, смех, нахмуренный лоб, слезы – то, что обычному собеседнику кажется довольно однозначным, у человека с синдромом Аспергера может вызвать лишь недоумение. Недоумение в самом прямом смысле слова, потому что ему чрезвычайно трудно связать эмоции и их проявление. Отличное от других восприятие мира приводит к тому, что подросток (а симптомы этой разновидности аутизма начинают проявлять себя именно в школьном возрасте) оказывается чужим среди своих, и с течением времени ситуация только ухудшается.

Симптомы «аспергера»

Когда следует говорить громко, когда тихо, а когда вообще лучше промолчать? Как распознать, что общение со мной раздражает собеседника? Почему в некоторых ситуациях не стоит пытаться обнародовать свое мнение, даже если очень хочется? Человеку с синдромом Аспергера ответы на эти и им подобные вопросы найти очень и очень трудно.

«Представь себя на моем месте» — говорят обычно люди, когда желают, чтобы собеседник максимально точно их понял. И это то самое умение, которое у «аспергера» отсутствует напрочь. Еще тяжелее оказывается ситуация с пониманием фразеологизмов, пословиц, поговорок — психология человека с синдромом Аспергера не в состоянии постичь их переносный смысл, все воспринимается слишком буквально. И если кто-то предложит ему добавить к беседе «свою ложку дегтя», то «аспергер» может и впрямь начать оглядываться в поисках ложки с черной жидкостью.

Нарушение детского развития, в результате которого возникает синдром Аспергера, приводит к тому, что дети плохо вливаются в коллектив сверстников, редко имеют друзей, становятся одиночками, что только способствует ухудшению симптомов болезни. Хотя болезнью называть это состояние было бы тоже несправедливо. Человек не болен, он просто другой.

При этом «аспергеры» могут проявлять недюжинные способности в самых разных сферах. Кто-то знает наизусть план движения всех поездов станции метро, другие с легкостью выуживают из памяти огромные математические формулы, третьи способны перечислить все даты из учебника истории. Но в то же время способность в течение пары секунд отыскать все ошибки в большом и сложном предложении может прекрасно уживаться с невозможностью понять, что это самое предложение означает, о чем в нем идет речь.

Жизнь с синдромом Аспергера

«Аспергеры» чувствуют себя намного лучше, если их жизнь оказывается подчиненной правилам. Режим дня, четкие ритуалы действий, у некоторых даже развиваются пищевые привычки, сохраняющиеся годами — все это оказывается только на руку такому человеку, облегчает его существование. И если он всегда ел на завтрак бутерброд с сыром, то такой же бутерброд, но с колбасой не только станет причиной отказа от завтрака, но и выбьет его из колеи на весь день.

Синдром Аспергера может иметь различную степень выраженности. Кому-то удается полностью влиться в обычную жизнь, устроиться на работу и даже завести собственную семью, другие же оказываются гораздо более беспомощными и во взрослом возрасте. Насколько успешным окажется в жизни человек с синдромом Аспергера зависит в немалой мере и от его близких. Помощь «аспергеру» в интеграции — их первостепенная задача.

Как понять ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей

Дети, у которых диагностирован синдром Аспергера, сталкиваются с особыми трудностями в системе школьного образования. Цель данной статьи – предоставить учителям краткие описания семи основных характеристик синдрома Аспергера, а также предложить стратегии и подходы к этим симптомам в условиях класса. Автор предлагает поведенческие и академические меры, основываясь на личном опыте обучения детей с синдромом Аспергера.

Проблемы детей, у которых диагностирован синдром Аспергера (СА), представляют собой особую категорию в системе образования. Как правило, одноклассники воспринимают таких детей как эксцентричных и чудаковатых, а их низкие социальные навыки приводят к тому, что другие дети делают из них козлов отпущения. Неуклюжесть и навязчивые, узкоспециализированные интересы дополняют их «странный» облик. Дети с СА могут не понимать человеческие отношения и социальные конвенции; они наивны и им часто не хватает элементарного здравого смысла.

Отсутствие гибкости и неспособность справиться с переменами приводит к тому, что эти ученики постоянно переживают стрессы и отличаются эмоциональной уязвимостью. В то же самое время дети с СА (большинство из них являются мальчиками) зачастую обладают интеллектом выше среднего и исключительной, даже фотографической памятью. Более того, их абсолютная сосредоточенность на предмете своего интереса может привести к большим достижениям в дальнейшей жизни.

Синдром Аспергера считается расстройством на самом крае континуума аутизма. Сравнивая людей в этом континууме, Ван Кревелен (Wing, l99l) отмечал, что низкофункционирующий ребенок с аутизмом «живет в своем собственном мире», в то время высокофункционирующий ребенок с аутизмом «живет в нашем мире, но особым образом».

Естественно, дети с СА не обязательно похожи друг на друга. Каждый ребенок с СА обладает своей уникальной личностью, и «типичные» симптомы СА проявляются по-своему у каждого из них. В результате, не существует никакого универсального рецепта по школьному обучению, который подойдет каждому ребенку с СА без исключения. Точно так же не существует единого образовательного подхода, который подойдет каждому ребенку без СА.

Ниже приведено описание семи ключевых характеристик синдрома Аспергера, к которым прилагаются рекомендации и педагогические стратегии по работе с детьми, у которых есть подобные симптомы. (Образовательные меры иллюстрируются примерами из моей собственной учебной практики в школе при психиатрической больнице для детей и подростков Университета Мичигана). Эти предложения следует понимать в самом широком смысле – они нуждаются в адаптации в соответствии с уникальными потребностями каждого отдельного ученика с СА.

Настойчивое стремление к однообразию

Даже самая минимальная перемена может вызывать у детей с СА бурю эмоций. Они крайне чувствительны к стрессорам окружающей среды, и временами они формируют очень жесткие ритуалы. Эти дети отличаются повышенной тревожностью, и они страдают от навязчивого беспокойства, если не знают, чего им ждать; стресс, усталость и сенсорная перегрузка быстро лишает их душевного равновесия.

Предложения по организации учебы

Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду:

— Минимизируйте любые переходы из одного помещения в другое.

— Предоставьте последовательный и стабильный распорядок дня. Ребенок с СА должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает. В противном случае он не сможет сосредоточиться на учебных задачах.

— Избегайте любых сюрпризов и неожиданностей. Заблаговременно и очень тщательно готовьте ребенка к любым специальным мероприятиям, изменениям в расписании уроков и любым другим переменам в привычной рутине, даже если вам эти перемены кажутся незначительными.

— Помогайте ребенку справиться со страхом перед неизведанным, постепенно и осторожно знакомя его с новой деятельностью, учителем, классом, школой, лагерем и так далее. Это знакомство всегда нужно проводить заранее, лучше начинать знакомство сразу после того, как вы проинформировали ребенка о предстоящей перемене, чтобы избежать чрезмерного беспокойства. Например, если ребенок с СА должен перейти в другую школу, то необходимо будет организовать индивидуальную встречу ребенка с новым учителем, провести тур по новой школе, а также ввести в распорядок дня ребенка новую рутину еще до начала занятий. Первые несколько дней учебы можно по возможности сохранять распорядок дня, характерный для старой школы, чтобы ребенку было проще привыкнуть к новой обстановке. Новому учителю стоит узнать, каковы специальные интересы ребенка, и подготовить связанные с ними книги или занятия к первому учебному дню ребенка.

Нарушения социального взаимодействия

Для детей с СА характерна неспособность понимать сложные правила социального взаимодействия. Они отличаются наивностью, эгоцентризмом, могут избегать любого физического контакта, говорить рядом с людьми, а не с ними, не понимать шутки, иронию или метафоры. Для таких детей характерен монотонный или неестественный тон голоса, они часто неправильно пользуются контактом глазами и языком тела, неправильно интерпретируют социальные знаки и оценивают «социальную дистанцию». Им трудно инициировать и поддержать разговор, и несмотря на хорошо развитую речь, их коммуникативные навыки остаются очень низкими. Иногда таких детей называют «маленькими профессорами», потому что они могут говорить скорее как взрослые с очень педантичной речью. Таких детей часто эксплуатируют (поскольку они не замечают, если их обманывают или используют). Несмотря на многочисленные трудности обычно такие дети испытывают огромное желание стать частью социального мира.

Предложения по организации учебы

— Бдительно следите за тем, не начинают ли другие дети дразнить и травить ребенка с СА. Активно вмешивайтесь и защищайте ребенка от нападок и травли.

— В старших возрастных группах попробуйте объяснить другим ученикам, что такое синдром Аспергера. Если ребенок с СА проявляет тяжелую социальную неадекватность, говорите о его социальных проблемах в терминах серьезной инвалидности. Активно хвалите других учеников, если они относятся к однокласснику с СА с сочувствием и дружелюбием. В этом случае вы помешаете сделать из ребенка с СА козла отпущения, и одновременно будете учить других учеников состраданию и толерантности.

— Подчеркивайте академические способности ребенка с СА, создавая учебные ситуации, требующие сотрудничества. Старайтесь сделать так, чтобы одноклассники воспринимали способности такого ребенка к чтению, большой словарный запас или отличную память как ресурс, что будет способствовать принятию такого ребенка.

Смотрите так же:  Цефикс гайморит

— Большинство детей с СА хотят иметь друзей, но просто не знают, как общаться с другими детьми. Их необходимо учить, как реагировать на социальные намеки, и обеспечить их репертуаром стандартных ответов на различные социальные ситуации. Учите детей, что надо сказать, и как это нужно сказать. Проигрывайте с ребенком тренировочные диалоги, занимайтесь с ним ролевыми играми. Эти дети должны осознанно изучать те социальные правила, которые остальные дети усваивают интуитивно, только после этого социальные суждения ребенка смогут улучшиться. Один взрослый человек с СА отмечал, что ему пришлось учиться понимать «обезьянье поведение людей». Профессор с СА говорила, что ее стремление понять социальное общение людей заставило ее почувствовать себя «антропологом с Марса».

— Детям с СА может не хватать личного понимания эмоций других людей, но их можно научить правильным реакциям на них. Если ребенок ненамеренно оскорбил кого-то, проявил отсутствие такта или бесчувственность, то ему нужно просто объяснить, почему его ответ был неправильным, и какой ответ был бы адекватен. Помните, что люди с СА могут научиться социальным навыкам только на интеллектуальном уровне – им не хватает врожденного социального инстинкта и интуиции.

— Ученики с СА старшего возраста могут получить пользу от «системы приятелей». Учитель может объяснить чувствительным одноклассникам без инвалидности, какова ситуация ребенка с СА и посадить их рядом с ним. Такой одноклассник может присматривать за ребенком с СА в автобусе, на переменах, в коридорах и так далее и пытаться включить его в занятия других детей.

— Дети с СА склонны к замкнутости, поэтому учитель должен поощрять их общение с другими детьми. Поощряйте активную социализацию такого ребенка и ограничивайте время, которое он посвящает индивидуальным интересам. Например, помощник учителя может сидеть с детьми за столом во время обеда и активно поощрять ребенка с СА участвовать в разговоре ровесников, не просто спрашивая его мнение по теме разговора и задавая ему вопросы, но также поощряя остальных детей делать то же самое.

Очень ограниченный круг интересов

Дети с СА обладают эксцентрическими увлечениями и странными, очень интенсивными фиксациями (иногда это навязчивое коллекционирование необычных вещей). Они склонны бесконечно «читать лекции» по теме своего интереса, постоянно задавать вопросы о своих интересах, им трудно «отпустить» ту или иную идею. Такие дети следуют своим увлечениям независимо от внешних требований, иногда они даже отказываются учить что-нибудь помимо своего ограниченного интереса.

Предложения по организации учебы

— Не позволяйте ребенку с СА постоянно обсуждать или задавать вопросы по своему изолированному интересу. Ограничивайте это поведение, выделив специальное время в течение дня, когда ребенок может говорить о своем интересе. Например, у ребенка с СА есть фиксация на животных, и он постоянно задает на уроках вопросы о черепашке, которая живет в живом уголке класса. Ему объяснили, что он может задавать вопросы о черепахе только во время перемен. Это стало частью его повседневной рутины, и он научился останавливаться, когда ему хотелось задавать эти вопросы в другое время.

— Положительное подкрепление для формирования желательного поведения – это критически важная стратегия помощи ребенку с СА. Эти дети очень хорошо реагируют на комплименты, другими словами, в случае с учеником, постоянно задающим вопросы, учитель может последовательно хвалить его каждый раз, когда ребенок воздерживается от вопроса, и поздравлять его, когда он позволяет говорить остальным ученикам. Этих детей также необходимо хвалить за любое простое, ожидаемое социальное поведение, которое у других детей воспринимается как должное.

— Некоторые дети с СА не хотят выполнять задания, которые не связаны с их интересом. Необходимо ставить перед ними жесткие требования по выполнению работы в классе. Надо четко дать понять ребенку с СА, что это за гранью его контроля, и что он должен следовать существующим правилам. Тем не менее, постарайтесь найти с ребенком компромисс и предоставьте ему возможности заниматься своими интересами в другое время.

— Если ребенок особенно упорствует в своих интересах, то учителю стоит индивидуализировать учебные задания таким образом, чтобы включить в них интерес ребенка. Например, если ребенок интересуется динозаврами, то следует предложить грамматические предложения, математические задачи, чтение текстов и диктанты о динозаврах. В этом случае следует постепенно вводить в задания другие темы.

— Ученикам можно давать индивидуальные задания, которые связывают их интерес с учебной темой. Например, во время урока географии, посвященного конкретной стране, ребенку, который одержим поездами, можно задать реферат о транспортной системе в этой стране.

— Используйте фиксацию ребенка, чтобы расширить его репертуар интересов. Например, один ученик с СА был одержим животными, и когда в классе изучалась тема тропических лесов, он не только провел исследование о животных тропического леса, но и исследование о самом лесе, который был домом животных. Затем у ребенка появилась мотивация узнать больше о местных жителях, которым приходится вырубать лес – место обитания животных – ради экономического выживания.

Проблемы с концентрацией внимания

Дети с СА очень часто отвлекаются от задания, их могут отвлекать внутренние стимулы, они очень дезорганизованы, им трудно сосредоточиться на занятиях класса. Очень часто проблема не столько с их вниманием, сколько со «странным» предметом их внимания – человеку с СА трудно выявить главное и самое важное, так что часто их внимание сосредотачивается на неважных стимулах. Многие дети с СА склонны погружаться в свой сложный внутренний мир в такой степени, что это выходит за рамки обычной мечтательности, и по этой причине им сложно учиться в группе.

Предложения по организации учебы

— Для продуктивной работы ребенка с СА в классе необходимо предоставить ему максимально регламентированную внешнюю среду. Все задания нужно дробить на маленькие подзадачи, учитель должен как можно чаще сообщать ребенку обратную связь и снова направлять его внимание в нужное русло.

— Детям с тяжелыми проблемами концентрации внимания полезно ограничивать время на работу. Это помогает им лучше организовывать свои занятия. Если работа в классе не была выполнена в определенные сроки (или выполнена небрежно), то он должен выполнить задание за счет личного времени (например, во время перемены или за счет времени, посвященного специальным интересам). Дети с СА могут быть очень упрямы, им нужны четкие ожидания и структурированная программа, которая учит их подчиняться правилам, но при этом связана с положительным подкреплением (подобная программа мотивирует ребенка с СА на продуктивную деятельность, одновременно повышая его самооценку и снижая уровень стресса, поскольку ребенок начинает верить в собственную компетентность).

— Если ребенок с СА учится в общеобразовательной школе, то при плохой концентрации внимания, низкой скорости реакций и тяжелой дезорганизации может быть необходимо уменьшить объем домашней/классной работы или выделить ребенку дополнительное время занятий со специальным педагогом, который сможет структурировать выполнение классной и домашней работы ребенком. Некоторые дети с СА настолько неспособны сосредоточиться, что без этих мер их родители страдают от никому не нужного стресса, каждый день тратя по нескольку часов на попытки заставить ребенка сделать домашнюю работу.

— Посадите ребенка с СА на первую парту и как можно чаще задавайте ему вопросы, чтобы повысить его участие в занятии.

— Договоритесь с ребенком о невербальном сигнале (например, осторожное похлопывание по плечу) для тех случаев, когда он отвлекается.

— Если в классе используется «система приятелей», то посадите приятеля ребенка рядом с ним, чтобы он смог напоминать ребенку о задании или необходимости слушать учителя.

— Учитель должен активно поощрять ребенка с СА уходить из своего внутреннего мира размышлений и фантазий и фокусироваться на реальном мире. Это постоянная битва, поскольку комфортный внутренний мир гораздо привлекательнее реальной жизни.

— Для маленьких детей нужно структурировать даже свободное время для игр, потому что иначе они погружаются в изолированные, ритуализированные игры-фантазии и теряют связь с реальностью. Поощряйте ребенка с СА играть в настольные игры с одним или двумя другими детьми под пристальным наблюдением учителя – это не только структурирует игру, но и позволит ребенку вырабатывать социальные навыки.

Плохая моторная координация

Дети с СА отличаются физической неуклюжестью и неловкостью. Их движения и походка могут быть странными и ригидными. Они неуспешны в играх, которые требуют моторных навыков. Их проблемы с мелкой моторикой часто приводят к серьезным трудностям с письмом и почерком, низкой скорости реакции и могут негативно повлиять на их способность к рисованию.

Предложения по организации учебы

— В случае тяжелых моторных проблем ребенка с СА необходимо направить в адаптивную программу физического воспитания.

— Вовлекайте ребенка с СА в программы фитнесса/физического здоровья, но разрешайте ему не участвовать в соревновательном спорте.

— Никогда не заставляйте ребенка участвовать в соревновательном спорте – его плохая моторная координация может вызвать разочарование ребенка и спровоцировать подтрунивание со стороны других детей. Кроме того, ребенку с СА могут тяжело даваться командные игры, поскольку ему трудно понять, как координировать свои действия с действиями остальной команды.

— Детям с СА может потребоваться максимально индивидуализированная программа по развитию навыков письма, которая включает обведение контуров, копирование и письмо на доске. Учителю нужно постоянно направлять руку ребенка на разных этапах формирования букв, при соединении букв друг с другом и сопровождать действия ребенка вербальным сценарием. Как только сценарий отложится в памяти ребенка, он сможет сам проговаривать его во время написания букв.

— Младшим школьникам с СА могут понадобиться образцы фраз, написанные в тетради, чтобы ребенку было проще контролировать размер и правильность написания букв. Это также побуждает детей стараться писать как можно аккуратнее.

— Если вы даете задания с ограничениями по времени, не забывайте принять во внимание, что ребенок с СА пишет медленнее других.

— Людям с СА может потребоваться больше времени на экзамены, чем их ровесникам. Лучше всего предоставить им возможность писать экзамен в отдельном помещении, так у них будет не только больше времени, но и дополнительная структура и помощь учителя, который будет напоминать детям о задании.

Трудности с обучением

Обычно у детей с СА интеллект средний или выше среднего (особенно в вербальной сфере), но им не хватает способности к абстрактному мышлению и навыков понимания. Они склонны все понимать слишком буквально. У них очень развито конкретное мышление, но способность к абстракциям у них снижена. Их педантичная речь и большой словарный запас создают ложное впечатление, что они знают, о чем говорят, в то время как в реальности они лишь механически запоминают то, что они слышали или читали. У ребенка с СА может быть просто фотографическая память, но она по природе своей механическая, ребенок может отвечать как видеомагнитофон, который проигрывает все в определенной последовательности. Обычно у этих детей низкие навыки решения задач.

Предложения по организации учебы

— Предоставьте ребенку индивидуализированную учебную программу, которая спланирована таким образом, чтобы ребенок постоянно добивался успеха. Ребенку с СА нужна просто огромная мотивация, чтобы контролировать свои импульсы. Учеба должна предоставлять ребенку максимум вознаграждения, она не должна провоцировать у него тревожность.

— Не предполагайте, что дети с СА что-то поняли, если они просто дословно повторили то, что услышали.

— Предлагайте ребенку с СА дополнительные объяснения и старайтесь максимально упростить все абстрактные концепции урока.

— Подчеркивайте исключительную память таких учеников. Способность запоминать факты может быть их самой сильной стороной в учебе.

Смотрите так же:  Сколько человек может жить со спидом

— Ребенок с СА может не понимать эмоциональные нюансы, разные уровни значения и проблемы отношений в художественной литературе.

— Сочинения людей с СА очень часто однообразны, перескакивают с одной темы на другую и содержат неправильные словесные коннотации. Эти дети часто не знают разницы между общим знанием и личными мыслями, а потому предполагают, что учитель поймет их запутанные выражения.

— Дети с СА часто обладают превосходными навыками чтения, но их навыки понимания языка очень низкие. Не предполагайте, что ребенок понимает текст, только потому, что он бегло читает.

— Успеваемость ребенка с СА может быть низкой, потому что у ребенка отсутствует мотивация заниматься тем, что не связано с его интересами. Необходимо предъявлять ребенку очень жесткие требования к качеству выполнения работы. Если на работу отводится определенное время, то ее можно не закончить, но ее надо делать внимательно. Ребенок с СА должен исправлять плохо сделанную классную работу во время перемены или за счет времени, которое он посвящает специальным интересам.

Эмоциональная уязвимость

Дети с синдромом Аспергера обладают достаточным интеллектом, чтобы учиться в обычной школе, но им часто не хватает эмоциональных ресурсов, чтобы справиться с требованиями учебы в классе. Из-за отсутствия гибкости эти дети часто переживают стресс. Их самооценка занижена, и они часто крайне самокритичны и плохо переносят любые собственные ошибки. Люди с СА, особенно подростки, подвержены высокому риску депрессии (исследования показывают огромный уровень депрессии среди взрослых людей с СА). У таких детей часто бывают приступы агрессии и истерики в ответ на сильный стресс и фрустрацию. Дети с СА редко кажутся расслабленными, и они испытывают сильнейшие эмоции, когда что-то не соответствует их ригидным взглядам на ситуацию. Общение с другими людьми и выполнение самых обычных требований повседневной жизни требуют от этих детей постоянных героических подвигов.

Предложения по организации учебы

— Предотвращайте эмоциональные вспышки ребенка с помощью максимальной последовательности и однообразия. Готовьте детей к любым изменениям в повседневной рутине, чтобы уменьшить возможный стресс. Дети с СА часто плачут, злятся и расстраиваются, если им навязываются неожиданные перемены.

— Учите детей справляться со своим стрессом, чтобы предотвращать эмоциональные вспышки. Помогите ребенку написать список конкретных действий, которые он может предпринять, если расстроится. (Например, 1 – глубоко вдохнуть три раза; 2 – медленно сосчитать пальцы на правой руке три раза; 3 – попросить разрешения сходить к специальному учителю и т. д.) Включите в этот список ритуализированное поведение, которое успокаивает ребенка. Запишите эти шаги на специальной карточке и положите ее в карман ребенка, чтобы она всегда была у него наготове.

— Эмоции в голосе учителя нужно сводить к минимуму. Оставайтесь спокойны, говорите с ребенком с СА в предсказуемой и повседневной манере, подчеркивая свое сострадание и терпение. Ганс Аспергер, психиатр, чье имя носит этот синдром, отмечал, что «учитель, который не понимает необходимости учить ребенка [с СА], казалось бы, очевидным вещам, начинает проявлять нетерпение и раздражение».

— Не ожидайте, что ребенок с СА признает собственную грусть или депрессию. Такие дети не только не понимают чувств других людей, они также не осознают свои собственные чувства. Очень часто они скрывают свою депрессию и отрицают ее симптомы.

— Учителя должны понимать, что резкие изменения в поведении ребенка могут говорить о депрессии. К таким признакам относится еще большая дезорганизация, невнимательность и изоляция, снижение порога стресса, хроническая усталость, плаксивость, суицидальные фразы и так далее. Никогда не принимайте на веру собственную оценку ребенка, который заверяет, что он «в порядке».

— Сообщайте о подобных симптомах психотерапевту ребенка или направьте его в службу психического здоровья, чтобы ребенка обследовали на наличие депрессии и в случае необходимости назначили лечение. Поскольку эти дети часто неспособны осознать собственные эмоции и не обращаются за утешением сами, очень важно как можно скорее диагностировать депрессию.

— Помните, что подростки с СА особенно подвержены депрессии. В подростковом возрасте социальные навыки приобретают особую ценность, и ученик с СА осознает свои отличия от других людей и трудности в формировании нормальных отношений. Учебный материал становится все более абстрактным, и школьные задания становятся все более трудными и сложными для подростка с СА. В одном случае учителя заметили, что подросток с СА перестал плакать из-за заданий по математике и решили, что он начал лучше справляться. Однако в реальности он еще больше погрузился в свой внутренний мир, чтобы избежать проблем с математикой, а потому он справлялся еще хуже.

— Критически важно, чтобы у подростков с СА, которые учатся в общеобразовательных школах, был конкретный сотрудник школы, с которым они должны беседовать как минимум один раз в день. Этот человек должен оценивать, насколько хорошо подросток справляется с учебными требованиями, и обобщать ежедневные наблюдения других учителей.

— Дети с СА должны получать дополнительную помощь в учебе при первых же признаках проблем в определенной области. Эти дети испытывают сильнейшие эмоции в ответ на собственные неудачи и хуже переживают их по сравнению с другими детьми.

— Дети с СА, которые отличаются особой эмоциональной хрупкостью, нуждаются в сильно структурированном специальном классе, который сможет предложить им индивидуализированную учебную программу. Эти дети нуждаются в такой обучающей среде, в которой они смогут воспринимать себя как компетентных и успешных учеников. Соответственно, если оставить их в общеобразовательной школе, где они не могут понять те или иные концепции или выполнить задания, это приведет к снижению их самооценки, увеличит их социальную изоляцию и создаст почву для депрессивных расстройств. В некоторых ситуациях к ребенку с СА можно прикрепить личного помощника, вместо перевода в специальную школу. Помощник предлагает эмоциональную поддержку, структуру и постоянную обратную связь.

Дети с синдромом Аспергера так остро реагируют на стрессы от окружающей среды и страдают от такой сильной неспособности сформировать межличностные отношения, что неудивительно, что они производят впечатление «хрупкой уязвимости и жалкой незрелости». Эверард писал, что если сравнить этих детей с их сверстниками без инвалидности, то «неизбежно замечаешь, насколько они отличаются от них, и какие невероятные усилия они прилагают, чтобы жить в мире, который не делает для них никаких уступок, и где все ожидают от них подчинения правилам».

Учителя играют критически важную роль в том, чтобы помочь детям с СА найти компромисс с миром вокруг них. Поскольку дети с СА часто неспособны выразить свои страхи и тревогу, обязанность значимых взрослых – доказать детям, что опасный внешний мир стоит того, чтобы ради него пожертвовать безопасным внутренним миром фантазий. Специалисты, которые работают с детьми в школах, должны предоставить им внешнюю структуру, организацию и стабильность, которых им остро не хватает. Крайне важно творчески подходить к методам преподавания при работе с людьми, страдающими от синдрома Аспергера, не только ради успеваемости, но и для того, чтобы помочь детям справиться с обычными требованиями повседневной жизни и почувствовать себя менее отчужденными от других людей.

Синдром Аспергера: больные или другие?

Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их ­интерес).

  • ­многословие;
  • частые резкие смены темы ­разговора;
  • буквальное понимание текста (без ­нюансов);
  • необычные метафоры, понятные только ­говорящему;
  • педантичную, формальную ­речь.
  1. Wing L (1981). «Asperger»s syndrome: a clinical account».
  2. Psychol Med 11 (1): 115–29.
  3. МКБ 10 — Международная классификация болезней 10‑го ­пересмотра.
  4. http://aspergers.ru/
  5. В. М. Башина. Аутизм в детстве. Москва, «Медицина», 1999.
  6. О. Богдашкина. Аутизм: Определение и диагностика,1999.
  7. Klin A (2006). «Autism and Asperger syndrome: an overview»
  8. Rev Bras Psiquiatr vol.28 suppl.1 São Paulo May 2006 28.
  9. McPartland J, Klin A (2006). «Asperger»s syndrome».
  10. Adolesc Med Clin Adolesc Med Clin 17 (3).
  11. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS). Asperger syndrome fact sheet (31 июля 2007).

Читайте по теме

Люди с этим синдромом не могут нормально ходить и говорить, но обладают «суперспособностями» — они помнят невероятные объемы данных и считают в уме как компьютер

0 лайков 2580 просмотров

Люди с этим синдромом удивляют и даже шокируют окружающих, каждый день рискуя получить серьёзную травму

0 лайков 2277 просмотров

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную в рекламных материалах. Мнение редакции может не совпадать с мнением наших авторов. Все материалы, опубликованные в журнале, охраняются законом «Об авторском праве». Любое воспроизведение статей, перепечатка либо ссылка на них допускаются исключительно с письменного согласия редакции.

Синдром Аспергера: признаки и симптомы, причины, диагностика, лечение и советы

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера.

Синдром Аспергера: Шелдон Купер из “Теории Большого Взрыва”

В этой статье мы расскажем вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы Аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Вы хотите узнать, как работает ваш мозг? Присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на риск наличия какого-либо когнитивного расстройства? Развейте сомнения с помощью теста!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.

Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Смотрите так же:  Как лечить гнойный гайморит дома

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

Расстройство аутистического спектра (РАС)

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Как проявляется синдром Аспергера у взрослых? Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Вы подозреваете у себя или своих близких депрессию? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы, которые могут указывать на наличие депрессивного расстройства, с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу. Узнайте, как развить навыки общения.

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Невербальные выражения лица и речи

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Как обнаружить синдром Аспергера у ребёнка и что делать? Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками. Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Нейропсихологический тест CogniFit на СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проверьте с помощью инновационного теста CogniFit, присутствуют ли у вашего ребёнка признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё.

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неулюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Каковы причины синдрома Аспергера? Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: Аутичный мозг (слева) и Нейротипичный мозг (справа). Рис Джейсона Вольфа, Университет Северной Каролины

Синдром Аспергера: диагностика

Как диагностировать синдром Аспергера? Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

  1. Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  2. Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
  3. Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  4. Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  5. Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  6. Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  7. Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  8. И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.

Перевела с испанского Анна Иноземцева