Аргентинское танго

Ближайшие события:

Новое на сайте:

Astor Piazzolla

Астор Пиацолла родился 11 марта 1921г. в Мар дель Плата. С 1924г. по 1937г жил вместе с родителями в Нью-Йорке. Там же в 1930г. начал учиться игре на аккордеоне. Затем берет у Сергея Рахманинова уроки игры на фортепиано с целью аранжировки произведений, написанных для фортепьяно, к аккордеону.

В Нью-Йорке Карлос Гардель пригласил Пиацоллу записать несколько мелодий к кинофильму “В тот день, когда ты меня полюбишь”, в котором Пиацолла исполнял роль продавца газет. В 1937г. Пиацолла вернулся в Аргентину. В оркестре под управлением Анибаля Троило началась его карьера аккордеониста. Пиацолла продолжает брать уроки у Альберто Хинастера, и в 1946г. создает свой первый собственный оркестр “Астор Пиацолла и его характерный оркестр”. Но его цели этим не ограничиваются.

Мечта Пиацоллы заключается в превращении аккордеона из оркестрового инструмента, используемого в качестве музыкального сопровождения танцев, в инструмент для исполнения классической музыки. Пиацолла начинает писать классическую музыку для аккордеона. В 1950г. в США его произведение “Портовая рапсодия” было награждено специальной премией.

В 1953г. его симфония “Буэнос-Айрес” удостоена премии Фабиана Севитски, а в 1954г. “Синфониета” номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса. В 1952г. Пиацолла удостоен премии композиторов Франции, и французское правительство предоставляет ему стипендию для обучения у Нади Балангер. “Она стала для меня второй матерью. Надя открыла передо мной музыкальный мир, о котором я мечтал столько времени”. Надя вдохновляет Пиацоллу на поиски и создание своего собственного музыкального стиля. По окончании французского периода Пиацолла создает два ансамбля: Октет Буэнос-Айреса и Струнный оркестр. Творчество ансамблей совершает настоящую революцию в мире городской музыки, но против нее поднимается волна безжалостной критики. Пиацолла не отчаялся, а продолжил свою линию. Музыкальные фирмы его бойкотируют, и Пиацолла вынужден уехать в Нью-Йорк, где работает в качестве аранжировщика. Два года спустя Пиацолла возвращается в Буэнос-Айрес и создает квинтет. С каждым днем музыкант приходит к убеждению, что танго является музыкой, предназначенной для прослушивания, а не для танцев. Пиацолла дает концерты, записывает пластинки и несколько раз совершает турне по Аргентине, Бразилии и США. В 1963г. Пиацолла завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение “Три симфонических движения”, которое в том же году было исполнено оркестром под руководством поля Клецки. В 1965г. Пиацолла сотрудничает с Жоржем Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его поэмам. Диск Танго выходит в том же году. В 1967г. в сотрудничестве с Орасио Феррером Пиацолла пишет “Мария Буэнос-Айреса”. Затем по просьбе маэстро Кальдерона, руководителя Музыкального Ансамбля Буэнос-Айреса, сочиняет пьесу “Тангасо”, которая была исполнена оркестром во время турне по США. Пиацолла пишет “Танго Шесть” для Мелос Ансамбля и “Милонга ет Рэ” для скрипача Сальваторе Аккардо. В результате сотрудничества с Феррером Пиацолла приобретает новый опыт: танго-песня. В 1969г. произведение “Баллада для безумца” завоевывает всемирное признание. Этот, более коммерческий жанр делает Пиацоллу известным широкой публике. Его публика до этого дня, состоявшая в основном из узкого круга посвященных, становится все более многочисленной, и Пиацолла получает признание как подлинный выразитель музыки Буэнос-Айреса. В 1970г. Пиацолла уезжает в Париж и совместно с Феррером создает ораторию “Молодой народ”, премьера которой состоялась в Сарбруке. В 1971г. Пиацолла создает группу “Ансамбль Девяти”. Муниципальный совет Буэнос-Айрес подписывает с группой контракт на 2 года для проведения концертов в Аргентине и за рубежом. Пиацолла имеет большой успех в странах Латинской Америки. В 1972г. состоялся концерт в Италии в Итало-Американском институте, где прошла премьера “Ансамбля Девяти”. Пиацолла записывает ряд программ для телевидения Италии. 17 августа 1972г. Пиацолла начинает работать в Театре Колон. Репетиции мешают музыканту принять предложение Бернардо Бертолучи о написании музыки к кинофильму “Парижское танго”. Пиацолла пишет музыку к кинофильмам “Джин и Поль” и “Предпоследний”. В августе 1972г. в Буэнос-Айресе состоялся “Перламутровый концерт”. В 1974г. по просьбе величайший фигуры в мире джазовой музыки Гарри Мулигана Пиацолла начинает работать в его оркестре, так рождается “Саммит”: Муллиган аккомпанирует Пиацолле. В 1986г. вместе с Гарри Бартоном Пиацолла записывает “Сюиту для вибрафона и новый квинтет танго”. Данное произведение вызвало восхищение таких представителей джазовой музыки, как Pat Metheny, Keith Jarret, Chick Corea, которые заказывают Пиацолле музыкальные произведения. В 1989г. журнал Down Beat называет Пиацоллу одним из выдающихся музыкантов мира.

Произведения Пиацоллы исполняли такие всемирно известные фигуры, ка Susana Rinaldi, Julien Clerc, Guy Marchand, Georges Moustaki, Mina, Milva, Grace Jones, Jairo, Hernan Salinas.

В последние годы Пиацолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда он давал концерты со своим квинтетом. Пиацолла выступал в США, Японии, Италии, Германии, Франции, Латинской Америке и т.д., расширяя, таким образом, рамки публики на каждом континенте во имя славы музыки Буэнос-Айреса.

Пиацолла совместно с Lalo Schiffrin и St Lukes Orchestra записал “Концерт для аккордеона”, “Три танго для аккордеона с оркестром и “Сюиту Пунта дель Эсте”. С Kronos квартет музыкант записал сюиту “ Five Tangos Sensations”, которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки. В 1990г. маэстро Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано “Большое танго”. Это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене Театра Колон на концерте памяти Пиацоллы в 1994г. и вызвало шквал аплодисментов публики при виде партитуры Пиацоллы на фортепиано.

Astor Piazzolla один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как “Генрих IV”, Бертолуччи, “Люмиер”, “Армагедон”, “Юг” и “Ссылка Гарделя”, а также музыку к театральным спектаклям и балетам.

В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пиацоллу Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своем решении:” За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание”.

В феврале 1993г. в Лос Анжелесе Астор Пиацолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение Oblivion в категории “Лучшая инструментальная композиция”. Международная критика охарактеризовала Oblivion как одно из лучших произведений Пиацоллы.

Астор Пиацолла умер 4 июля 1992г. в результате тромбоза мозговых сосудов, которым он страдал с 4 августа 1990г.

Можно послушать одно из произведений Астора Пиацоллы, Los Suenos, в переводе на русский язык произведение называется «Сны».

Astor PIAZZOLLA Астор Пьяццолла, автор аргентинского танго

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго — Пьяццолла.

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Поэт — Пушкин. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго — Пьяццолла.

Специалисты сходятся в том, что Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla) дал новую жизнь аргентинскому танго. Кто-то говорит — он сделал для танго то же, что Штраус для венского вальса, кто-то — то, что Эллингтон или Гершвин сделали для джаза. Взял народную музыку и превратил ее в высокое искусство. Взял танго и заставил его звучать в исполнении симфонических оркестров — не расплескав ни капли энергетики, ни грамма эротики.
Тут бы какую-нибудь подходящую цитатку из Борхеса или Кортасара, этого тянитолкая, благодаря которому мы знаем запахи и цвета Буэнос-Айреса. Тут бы какую-нибудь цитатку. Но можно просто поставить «Либертанго» Пьяццоллы — эффект будет тот же.

Искать совпадения в биографиях великих аргентинцев — дело благодарное. Пьяцолла родился в 21 году в Аргентине, там, где за 22 года до него родился Хорхе Луис Борхес. Пьяццоллу в три года везут в Нью-Йорк, а потом в Аргентину, Борхес подростком переезжает в Европу. В Нью-Йорке, после переезда, Пьяццолла начал учиться музыке и услышал Чарли Паркера и Сергея Рахманинова. В Испании, после переезда, Борхес начал писать первые стихи. Потом он начнет писать прозу, а в 50-х вернется к поэзии. Пьяццола начнет с танго, потом займется классической музыкой, чтобы опять вернуться к танго.
Можно долго выстраивать эту канву, сравнивать разные жизни, находить соответствия и отворачиваться от несовпадений, пытаясь понять, как получилось, что музыка Пьяцоллы и слова Борхеса стали для нас воздухом Буэнос-Айреса.

Можно сколько угодно перечислять факты биографии Астора Пьяццоллы. В каких городах жил, как играл на бандонеоне — аргентинской версии аккордеона — в кабаках, и очень стеснялся этого. К каким фильмам, театральным постановкам и стихам Борхеса писал музыку, в каких оркестрах играл, какие музыкальные ансамбли создавал — от «Октета Буэнос Айрес» до «New Tango Sextet», — какие получал премии. Как выступал с Джерри Маллиганом, «Кронос квартетом», как давал концерты в сопровождении симфонических оркестров. Как умирал — тяжело, долго, с 90-го по 92-й год. Как его музыка становилась все популярнее, как ее исполняли Чик Кориа, Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет, Гидон Кремер.
Но, собственно, это все важно ровно настолько, насколько вообще важны названия альбомов, заголовки книг, прогнозы погоды на завтра. Важнее другое: как возникло танго — такое, каким мы его слышим благодаря Пьяццолле.

В Аргентине танго появилось примерно полтора века назад, в борделях и барах. Там пили, плакали и плясали иммигранты из Европы и Африки — вместе с мелкими преступниками и сутенерами. «Канья, милонга, женщины, ободряюще бранное слово Росендо, его хлопок по плечу, который мне хотелось считать похвалой, — в общем, я был счастлив сверх меры. Подруга в танцах попалась мне чуткая — угадывала каждое мое движение. Танго делало с нами все, что хотело — и подстегивало, и пьянило, и вело за собой, и отпускало, и опять захватывало». Это Борхес, это Буэнос-Айрес, это милонга — аргентинский танец, смешавшийся с традициями иммигрантов, что, как считают некоторые исследователи, и породило аргентинское танго. От африканцев был взят ритм, от испанцев — мотивы, а само слово «танго», говорят, возникло от «tangere» — латинского «касаться».

Прикосновение и ярость, страсть и судьба, опьянение и похмелье, секс и драка, — танго сочетало в себе все, что имело отношение к эмоциям. Его «салонная» разновидность захлестнула Европу в 1910 году, попав туда с аргентинской театральной труппой, приехавшей на Всемирную выставку в Париж. В Аргентине же царствовали «тангейрос» — музыканты, исполняющие танго.

Астор Пьяццолла часть жизни пытался уйти от танго к более серьезной музыке — к симфонической, к джазу. Десять лет своей жизни он писал все, кроме танго. Сонаты, симфонии, концерты для фортепиано, — и в 1953 году, получив приз как лучший молодой композитор года, поехал учиться в Париж. Там, как гласит легенда, преподавательница Нади Буланже, посмотрев его творения, сказала: «Очень хорошо написано. Вот тут я вижу Стравинского, тут — Бартока, тут — Равеля, но Пьяццоллу я нигде найти не могу». Истинный Пьяццолла, объяснила Нади Буланже, — в танго. И Пьяццолла выкинул всю музыку, которую сочинял в течение десяти лет.
Но его задачей было не поддерживать мифологию танго, ставшего ‘ностальгической и скучной имитацией’, а создать новую музыку, всю из голосов и ритмов современного Буэнос-Айреса. Это и стало «великим преобразованием танго» — чего сторонники традиционной музыки долго не могли простить Пьяццолле.

Классический секстет, исполняющий танго, состоял обычно из двух бандеонистов, двух скрипок, баса и фортепиано. Пьяццолла создал в 1955 свой «Октет Буэнос-Айрес», добавив к классическому составу виолончель и электрогитару. Составы его ансамблей (следующим станет квинтет «Nuevo Tango’) будут меняться, неизменным останется лишь дух танго, в равных пропорциях смешанный с желанием совершить музыкальную революцию, перевернуть все представления о танго. После появления ‘Conjunto 9’, созданного в 70-е, о музыке Пьяццоллы начнут говорить: это уже не танго, это джаз-рок. «Это моя музыка, — ответит он, — и она ближе всего к танго».

Пьяццола, почти как борхесовский Пьер Менар, автор ‘Дон Кихота’, переписал аргентинское танго. Не слово в слово, конечно. Он внес в танго полифонию, джазовые элементы, и этим, как ни странно, лишь подчеркнул присущую этой музыке драму и эротизм. «Вся моя жизнь — танго, — объяснял композитор. — Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, — у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма».

Смотрите так же:  Чем лечить к лечить простуду у попугая

В 1985 году Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Город, который с осторожностью отнесся к покушению на одну из своих святынь — традиционное танго, — принял Пьяццоллу. А значит, и признал за ним право играть «популярную современную музыку Буэнос-Айреса».
Буэнос-Айрес — «это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой». Таким и является танго Пьяццоллы — одновременно и центр, и окраина, и вызов стилю, и следование ему.

Если Буэнос-Айрес, то танго, если Борхес, то поэт, если ярость и любовь, то Пьяццолла. Все меняется, исчезает, течет, застывает на аргентинском солнце, раскаляется жаркими ночами докрасна. Пьяццолла гастролирует по миру, Борхес гладит корешки книг в своей Библиотеке, с улицы доносится знакомый ритм, мир слепо застывает, слушая музыку. Главное, что связывает для нас этих людей, — не подробности их биографии, не время, в которое они жили, не их подруги и друзья, не их совместная работа. Главное — что благодаря им двоим мы узнали дух Буэнос-Айреса. Этот образ, может быть, не имеет ничего общего с реальным, из плоти и камня, городом, — но для русского читателя и слушателя состоит именно из этих букв и звуков. Потому что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса, — писал Борхес, — создать настоящее танго невозможно.

Астор Пьяццолла. Музыка нового танго

текст Ляля Кандаурова

Шесть пронзительных мелодий Астора Пьяццоллы, человека, изменившего мир и музыку танго. 11 марта ему бы исполнилось 94 года.

На поверку вся цепочка ассоциаций, которую запускают первые звуки Libertango, оказывается подделкой: вернувшись в Аргентину в середине 30-х, подросток Астор Пьяццолла, сын итальянских переселенцев, охотнее говорил по-английски, нежели по-испански: его отрочество прошло в Маленькой Италии — части Манхэттена, где лютовали представления нескольких сицилийских «семей» о веселье и правосудии; бандонеон — разновидность гармоники, чей тембр слух привычно регистрирует как аутентично аргентинский, пришел из немецкой церковной музыки, а вся звуковая материя танго — пытка и патока — бесконечно далека от довольно примитивных танцулек с распеванием сомнительных текстов, которые подразумевались под этим термином на заре жанра.

Дальше была работа в танго-оркестрах, учеба у Альберто Хинастеры — крупнейшего композитора-классика, сочетающего академическую интеллектуальность с длинным ножом аргентинского гаучо; было увлечение контрапунктом и современными композиторскими техниками; наконец — поездка в Париж и учеба у великой Нади Буланже: овеянной легендами пифии, в классе которой, кажется, перебывали все, кому суждено было сделать что-то значительное в музыке второй половины века. Она преподавала будущим джазовым корифеям Куинси Джонсу и Джорджу Гершвину, французскому кино в лице Мишеля Леграна и Владимира Косма и американской «капсуле будущего» — Филипу Глассу и Аарону Копланду. Приехав во Францию, Пьяццолла, по легенде, явился к ней с чемоданом партитур, в которых заметны были музыкальная эрудиция и вкус, но не хватало «отпечатков пальцев», своего голоса, без которого композитор не может состояться.

В биографии Пьяццоллы — любителя манифестов и выходок — есть много мифов, и один из лучше всего срежиссированных — про Буланже, которая на каком-то из уроков вытянула из него признание в прошлом бандонеониста из танго-оркестра. По легенде, услышав музыку, насилу сыгранную юношей, который сгорал со стыда за ее плебейское происхождение (к слову, она представляла собой танго, сочиненное в виде фуги, — самой рассудочной из академических форм), Буланже пришла в восторг и наказала молодому Астору впредь держаться животворных корней.

Совет был выполнен лишь отчасти: с одной стороны, Пьяццолла посвятил следующие пятьдесят лет жизни аргентинскому танго, с другой — музыка, которую играл созданный им октет, а затем два состава его знаменитого квинтета, преобразила жанр почти до неузнаваемости. Тангеро старой закалки могли не знать нотной грамоты, играя «музыку для ног» со стихийным нахрапом ведомых чутьем мастеров. Астор Пьяццолла пересаживает жанру танго железы сложной и умной европейской музыки — как старинной, так и современной: он вживляет в кабарешное портеньо-звучание элементы баховского контрапункта, сложный композиторский инструментарий Бартока и Стравинского, закономерности ископаемых танцев типа испанской пассакальи, запускает щупальца в свинг, электронику, импрессионизм, со всего снимая самый верхний, самый сливочный слой и преврщая его в собственную органику.

Все это — в пространстве Буэнос-Айреса с его духманом, звуковым сибаритством и жгучей откровенностью, и приправлено виртуозностью и искренностью Пьяццоллы-исполнителя, которые осознаешь, когда видишь ноты, где на месте звучащего фейрверка выписан голый каркас. На выходе получился идеальный продукт масскульта: безупречная мистификация, которая, как любое обобщение, потеряла в аутентичности, но выиграла в рыночности, превратившись в предмет мирового помешательства.

Создав язык, узнаваемый с первого предъявления, полный доступного и живого магнетизма, Пьяццолла заслужил нелюбовь традиционалистов всех мастей, подвергаясь обвинениям в ереси из уст олдскульных тангеро и критике со стороны ортодоксов от классики, считающих музыку Пьяццоллы материалом для новогодних гала-концертов и бисовых загажников. Но факт остается фактом: человек, на композиторском счету которого есть опера и оратория, обогативший первоначальное танго европейскими изобретениями вроде политональности и контрапункта, Пьяццолла сумел провернуть с ним операцию, похожую на историю с суши или мифологическими сюжетами, легшими в основу толкинианы:

Классик старой формации Анибаль Троило, в танго-оркестре которого Пьяццолла работал в 40-е, однажды напомнил молодому Астору, что «. люди хотят танцевать, а не слушать». Уже тридцать лет, как стало очевидным, что точке зрения мэтра приходится сказать решительное адьос.

В ритме Аргентины: 3 знаменитых танго Астора Пьяццоллы

В Аргентине танго – больше чем танец, это скорее религия. В Буэнос-Айресе в начале 1940-х годов танго достигло пика своей популярности. Здесь его танцевали всегда, но в других странах были времена, когда о танце страсти попросту забывали. И Астор Пьяццолла сделал многое, чтобы эта ситуация изменилась.

Родился будущий музыкант в Аргентине, но детство и юность провёл в Нью-Йорке, где жил с родителями до 1937 года. В восемь лет отец отвёл его учиться игре на бандонеоне (национальный аргентинский инструмент, похожий на аккордеон, с особым колоритом звучания). К этому моменту мальчик уже осваивал фортепиано. Его первым учителем стал сосед-пианист, венгр по национальности и страстный любитель Баха, с которым он и познакомил Астора.

В 1937 году 16-летний Пьяццолла вернулся в Аргентину и навсегда влюбился в танго. В 1939 году музыкант переехал в Буэнос-Айрес в надежде играть в одном из знаменитых orquestas tipicas, исполнявших традиционное танго. Вскоре упорного музыканта приняли в прославленный танго-оркестр Анибалла Троило. Пьяццолла стал авторитетным исполнителем, но в его душе звучала уже совсем другая музыка. Уже тогда в его работе начали появляются черты, присущие позднему творчеству мастера: оригинальная трактовка партий отдельных инструментов, тонкие и точные ритмические модуляции, виртуозно звучащий бандонеон.
На танцевальном фестивале, который проходил на сцене футбольного клуба «Бока Хуниорс», оркестр под руководством Троило заиграл созданную Пьяццоллой аранжировку классической композиции «Inspiracion» и зал раскололся на две части. Танцевать перестали все. Но одни покинули зал, а другие — подошли ближе к сцене, чтобы послушать необычную музыку. Троило попытался остановить Астора в художественных поисках, посчитав, что музыкант, безусловно, талантлив, но зашёл в экспериментах слишком далеко, а Пьяццолла предпочёл просто покинуть оркестр, создав собственный.

«Танго, как и джаз, должно меняться. Я чувствовал необходимость новых ритмов, мелодий и аранжировок», — говорил музыкант. Он мечтал создать Танго, которое могло бы звучать и в концертном зале. «Мне всегда казалось, — говорил композитор, — что Танго создано более для уха, чем для ног. Моя музыка, как и музыка, вообще, не требует объяснений. Вы либо чувствуете её, либо нет». В 1950-е композитор создал своё Tango Nuevo — «Новое Танго», главными составляющими которого стали рефлексия, размышление и философия. В нем звучит бандонеон, а в плач скрипок вплетаются удары по корпусам или струнам инструментов.
В 1954 году Пьяццолла выиграл стипендию на обучение композиции в Париже у Нади Буланже — одного из крупнейших авторитетов в области высокого искусства, после чего уверовал еще больше: танго — миссия, назначенная ему судьбой. Оставшиеся 50 лет жизни Пьяццола отдал Nuevo Tango. За эти годы композитор добавил в танго джазовые гармонии и классическую полифоничность, и осуществил свою мечту: новое танго превратилось в серьёзную музыку, став взрывной смесью из классики, современной концертной музыки и джаза. Новатора приняли не все: приверженцы старого классического танго не просто бойкотировали Пьяццоллу, но и даже врывались на радиостанцию, где композитор давал интервью, и приставляли к его виску пистолет. «Я забрал у них старое Танго, — говорил Пьяццола, — и они ненавидят меня за это». Доставалось и музыкантом его оркестра. «В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго — вещь неприкосновенная», — философски вздыхал Пьяццолла.

Всего Пьяццолла написал около 750 произведений, включая концерты, песни, музыку к спектаклям и кинофильмам, оперу и многое другое. Но всё его музыкальное наследие строится вокруг танго. В 1985 году Пьяццолле присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса, окончательно признав его и придуманное им Новое Танго. В 1992 году музыкант умер от сердечного приступа. За пять лет до смерти он написал: «Теперь, когда моя жизнь изменилась и, кажется, в Аргентине ко мне относятся хорошо, аргентинцы говорят: Астор Пьяццолла знаменит, но не популярен». Впрочем, это совершенно не расстраивало маэстро. Он слишком не любил популярность.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию три самых известных произведения выдающегося музыканта.

1. Либертанго (Libertango) было записано и издано в 1974 году в Милане. Название получилось от слияния слов «Свобода» (Libertad — исп.) и «Танго» (символизирует переход Пьяццоллы от классического танго в Танго Нуэво). По данным сайта All Music Guide, запись была издана более чем в 50 релизах. В 2002 году свою версию композиции представил австралийско-британскийструнный квартет Bond на своём втором альбоме «Shine». Известная норвежская исполнительница классической музыки Tine Thing Helseth сыграла это танго на трубе. Исполнили либертанго гитарист Эл Ди Меола (на альбоме «The Grande Passion», 2000), а также всемирно известный виолончелист Йо-Йо Ма (на альбоме «Soul of the Tango: The Music of Astor Piazzolla». Либертанго звучит в фильме «Неистовый» Романа Полански и в «Уроке Танго» Салли Поттер. Очень любят либертанго фигуристы: в числе тех, кто катался под эту композицию — двукратные Олимпийские чемпионы в танцах на льду Оксана Грищук и Евгений Платов, олимпийские чемпионы Татьяна Навка и Роман Костомаров, олимпийская чемпионка Шизука Аракава, чемпионка России Ксения Макарова.

)

19:14 11 марта 2014

Astor Piazzolla — Libertango

2. Танго Oblivion («Забвение» — собирательный термин, означающий одну из плоскостей бытия) было написано в качестве одного из саундтреков к фильму Марко Беллоккьо «Генрих IV». Сегодня этот фильм уже мало кто помнит, а в феврале 1993 года Астора Пьяццоллу номинировали на Grammy в категории «Лучшая инструментальная композиция». Правда, о номинации маэстро так и не узнал. Композиция популярна до сих пор. Кстати, именно под эту музыку каталась в показательных выступлениях в Сочи Олимпийская чемпионка в женском одиночном катании Аделина Сотникова.

)

19:14 11 марта 2014

Richard Galliano — Oblivion

3. «Большое танго». Это танго известно тем, что его исполнил Мстислав Ростропович в Новом Орлеане в 1990 году. «Большое танго» маэстро сыграл и четыре года спустя, на концерте памяти Пьяццоллы.

)

19:14 11 марта 2014

Борис Андрианов (виолончель), Дина Новикова (фортепиано) и Камерный оркестр Новосибирской филармонии — Большое танго

Astor Piazzolla — бандонеон, скрипки и другие натуральные инструменты. Аргентинское танго.

A stor Piazz ol la — б андонеон, скрипки и другие натуральные инструменты. Аргентинское танго.

Astor Piazzolla — бандонеон, скрипки и другие натуральные инструменты. Аргентинское танго.

Аргентинский музыкант и композитор, играет на гармони, но на аргентинский манер она называется бандонеон (и устроена немного иначе). Играет танго.

Название каждой песни в файле, то есть, будет видно в проигрывателе.

Предоставлено в ознакомительных целях.

Чтобы скачать музыку, кликните правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить как. «. Если выходит «для этого сайта превышен объем зарубежного трафика», значит вам нужно попробовать еще раз, позже.

Хотите прослушать, прежде чем качать? Кликните правой клавишей и должен запуститься Ваш проигрыватель.

Как сказать «спасибо»?

Подпишитесь на один из он-лайн курсов. Это бесплатные части. Пройдете, оставите отзыв — это и будет спасибо.

Так же погуляйте по нашему магазину умных вещиц Электронные книги. Медитации. Практическая психология.

A stor Piazz ol la — б андонеон, скрипки и другие натуральные инструменты. Аргентинское танго.

A sto r Piazz o lla — бандонеон, скрипки и другие натуральные инструменты. Аргентинское танго.:-)

Libertango – музыка, которая превратила танго в высокое искусство

Одно из самых известных современных танго — «Либертанго» (Libertango) сочинил в 1974 году аргентинский композитор Астор Пьяццолла. Назвал он свое произведение путем слияния слов libertad (по-испански — «свобода») и tango.

Смотрите так же:  При синдроме сухого глаза можно носить линзы


Астор Пьяццолла (исп. Ástor Piazzolla; 11 марта 1921 — 4 июля 1992) — выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины ХХ столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название nuevo tango — новое танго.

Аргентинец с итальянскими корнями, потомок эмигрантов и сын бакалейщика, Астор Пьяццолла был виртуозом игры на бандонеоне (bandoneon), музыкальном инструменте, разновидности гармоники. Этот инструмент назван так по имени его изобретателя — Генриха Банда.

Поначалу он использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, а в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Детство Астора прошло в Нью-Йорке, в итальянском квартале, где заправляли несколько сицилийских семей. От карьеры «дона Корлеоне» его спасла именно музыка, его первый бандонеон, купленный за 19 долларов отцом, когда Астору было 8 лет. В возрасте одиннадцати лет Астор уже участвовал в концерте вместе с другими латиноамериканскими музыкантами и даже заслужил приз местной газеты, а в 1933 г. Астор начинает брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильда, ученика Рахманинова, о котором Пьяццолла позже скажет: «Благодаря ему я полюбил Баха». Он играет самый разнообразный репертуар — классику, народную музыку, а самым любимым для Пьяццоллы становится джаз.

Но в 1936 году отец Астора решает вернуться в Аргентину. Именно там Пьяццолла услышал звуки танго, которые перевернули его судьбу. Эта музыка настолько захватывает семнадцатилетнего Астора, что тот принимает решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить свою музыкальную карьеру как исполнитель музыки танго. В одном из своих интервью Пьяццолла так охарактеризовал произошедшее с ним тогда:

«Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой — нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».
В июне 1946 года Пьяццолла основывает собственный оркестр, который играл традиционные мелодии, но делал это особым образом: аранжировки были сложными и изысканными, впервые танго предназначалось не для танцев, а в качестве музыки для серьезного прослушивания, как классические произведения.

Американец Эл Ди Меола (Al Di Meola), один из величайших джазовых гитаристов нашего времени

В 1953 году Пьяццолла выиграл первый приз на конкурсе молодых композиторов и получил право представить свою работу в зале Юридической школы в Буэнос-Айресе вместе с симфоническим оркестром «Radio del Estado» и несколькими дополнительными исполнителями на бандонеоне. Концерт превратился в натуральный скандал, так как несколько человек из аудитории решили высказать свое негодование включением такого вульгарного инструмента в «культовый» состав симфонического оркестра, но именно после этого Пьяццолла стал заниматься обогащением камерной классической музыки страстью танго — он сочиняет и записывает в студии серию танго со струнным оркестром.

Он создает различные квинтеты, исполняющие танго (бандонеон, скрипка, бас, фортепиано, электрогитара). Такой квинтет максимально соответствовал музыкальному вкусу Пьяццоллы и оптимально воплощал его музыкальные идеи.

Вплоть до 1990 г. Пьяццолла дает множество концертов. Его ансамбль интенсивно гастролирует: Европа, Южная Америка, Япония и Соединенные Штаты Америки. В 1982 г. он пишет «Le Grand Tango» для виолончели и фортепиано, представленное публике в 1990 г. в Новом Орлеане, посвятив это произведение прославленному русскому виолончелисту Мстиславу Ростороповичу. В июне 1983 г. Астор дает один из лучших концертов в его жизни: он представляет программу, посвященную музыке его жизни — «tango nuevo» — в театре в Буэнос-Айресе.

К сожалению, 4 августа 1990 года, через четыре года после получения в Париже престижной премии (Cesar), с ним происходит инсульт, и через 2 года, так и не оправившись от его последствий, Астор Пьяццолла умирает в Буэнос-Айресе в июле 1992 года.

А его танго продолжает жить в искусстве. Сегодня это одна из самых популярных мелодий у театральных и кинорежиссёров. В фильме Романа Полански Frantic (1988 год) под эту музыку танцует Гаррисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер «Урок танго» (The Tango Lesson) невозможен баз музыки Пьяццоллы. А новые и новые трактовки Libertango подтверждают: эта мелодия покорила весь мир.



Из: Liveinternet

Концерт «Астор Пьяццолла: душа аргентинского танго» состоится в Москве 25 марта

РИАМО — 13 мар. Концерт «Астор Пьяццолла: душа аргентинского танго» пройдет в консерватории имени Чайковского в Москве 25 марта, говорится в сообщении пресс-службы Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана.

«Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана представляет заключительный вечер абонемента «DOLCE VITA: Кино, Танго и Джаз», концерт Астор Пьяццолла: душа аргентинского танго», 25 марта, Большой зал московской консерватории имени Чайковского, 19:00», — говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, в программе: сюита «Воспоминания» (Хосе Брагато по мотивам произведений Астора Пьяццоллы), концерт «Накар» для девяти солистов и оркестра, двойной концерт для гитары, бандонеона и струнного оркестра, «Потерянные птицы», «Прощай, Нонино», «Танец Ангела» (ар. Хосе Брагато), «Медитанго», «Забвение», «Либертанго». Солисты: Алексей Мазур (флейта), Григорий Печеневский (ударные), Марио Стефано Пьетродарки (бандонеон), Татьяна Колесова (фортепиано), Аркадий Резник (гитара), Александра Жаворонкова (скрипка), Сергей Сухобрусов (скрипка), Павел Романенко (альт), Владимир Словачевский (виолончель), Алексей Власов (контрабас), Алина Яровая (сопрано), дирижер – Александр Анисимов.

Астор Пьяццолла – аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название танго нуэво, он также известен как выдающийся мастер игры на бандонеоне. Весь мир знает его под именем «El Gran Ástor» («Великий Астор»), отмечается в материале.

«Танго, как и джаз, должно меняться. Я чувствовал необходимость новых ритмов, мелодий и аранжировок. Мне всегда казалось, что Танго создано более для уха, чем для ног. Моя музыка, как и музыка, вообще, не требует объяснений. Вы либо чувствуете её, либо нет. В итоге я забрал у публики старое Танго, и они ненавидят меня за это. Ведь в Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная», — говорил Пьяццолла.

Музыка, которую он играл, преобразила жанр почти до неузнаваемости. Маэстро создал музыкальный язык, узнаваемый с первого предъявления, полный доступного и живого магнетизма. Частично утратив первозданность, танго взмыло на уровень общечеловеческой культурной ценности, разделяемой миллионами слушателей, добавляется в материале.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Астор Пьяццолла: «Аргентинский Отец Танго»

Астор Пьяццолла (исп. Astor Piazzolla) — известный аргентинский музыкант, яркий композитор второй половины ХХ в., вписавший оригинальную страницу в развитие музыкального искусства; родоначальник стиля, получившего название «Танго нуэво» (исп. Tango Nuevo). Прославился, как непревзойденный мастер игры на бандонеоне (исп. Bandoneon — музыкальный инструмент, разновидность гармоники), свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. В Аргентине Пьяццолла более известен, как «El Grand Astor» («Великий Астор»).

Являясь аргентинцем по национальности, А. Пьяццолла смог поднять Танго до уровня высокохудожественного музыкального произведения; его талантливые сочинения значительно обогатили танцевальный жанр, представив его в современном ключе, вобравшем элементы классической и джазовой музыки. Пьяццолла прожил яркую творческую жизнь (1921-1992 гг.), к концу своего жизненного пути он приобрел огромную популярность как композитор и исполнитель в Америке и во многих странах Европы.

Если Россия, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Хорхе Луис Борхес, если Танго, то – Пьяццолла!

Биография. Детские годы

Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 г. в курортном аргентинском городе Мар-дель-Плата (исп. Mar del Plata), в семье итальянских эмигрантов: его дед переселился из Трани (итал. Trani; небольшой город на Адриатическом побережье юга Италии) в конце XIX в., а родители, Асунта Манетти и Висенте Пьяццолла, родились уже в Аргентине.

В 1925 г. семья переехала в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни в большом городе. Они поселились в Гринвич-Виллидж (англ. Greenwich Village; район на западе Нижнего Манхэттена), затем в 1930 г. перебрались в Маленькую Италию, где отец семейства открыл ломбард.

Позже Астор Пьяццолла вспоминал: «Это было время разрухи и мафии: я больше болтался по улицам, чем посещал школу. Тогда моими кумирами были Дюк Эллингтон (англ. “Duke” Ellington; пианист, аранжировщик, композитор, представитель джазового искусства) и Кэллоуэй (англ. Cabell Calloway; американский джазовый певец), которых я ходил слушать у дверей «Cotton Club», не имея возможности попасть внутрь. А отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя (исп. Carlos Gardel; аргентинский певец, композитор и актер)».

Несмотря на строгое родительское воспитание, в школьные годы Астор стал членом одной из подростковых банд. Во время одной из драк он был схвачен полицией и исключен из школы. От карьеры «Дона Корлеоне» подросток фактически был спасен своим отцом Висенте, который решил отвлечь сына от сомнительной компании, приобщив его к музыке. Отец за 19 долларов купил в магазине подержанных вещей старенький бандонеон и подарил сыну на девятилетие – это был первый музыкальный инструмент Астора. С того дня мальчик стал заниматься с учителем, постигая основы классической музыки.

Начало музыкальной карьеры

Уже в 11 лет Астор принял участие в большом концерте вместе с известными латиноамериканскими музыкантами. Несмотря на то, что уроки музыки мальчик частенько прогуливал, на концерте он продемонстрировал настоящий талант, заслужил симпатии публики, и даже завоевал приз местной газеты. В 1933 г. Астор начал обучаться у венгерского пианиста Белы Вильда (Bela Wilda), одного из учеников Рахманинова, о котором Пьяццолла позже сказал: «Благодаря ему я на всю жизнь полюбил Баха». Периодически Астор играл на различных местных мероприятиях, исполняя классическую и народную музыку, и много слушал джаз.

Вильда порекомендовал своему ученику освоить исполнение Баха на бандонеоне. В те же годы юноша познакомился с Карлосом Гарделем, по приглашению которого снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь» (1935 г).

В 1937 г. Пьяццолла вернулся в Аргентину, в свой родной город, где играл в ночных клубах с разными музыкантами и брал уроки у аргентинского композитора Альберто Хинастеры (исп. Alberto Evaristo Ginastera; 1916 —1983). Семнадцатилетнего музыканта все больше захватывала музыка Танго, вскоре он принял решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить музыкальную карьеру, как исполнитель Танго.

Вообще, Танго изначально рассматривалось публикой и исполнителями исключительно как музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Пьяццолла дал мощный толчок к развитию эволюционисткого направления этой музыки, поэтому заслуженно считается «Отцом танго».

До 1939 г. музыкант играл традиционное Танго в небольших оркестрах, а затем, реализовав свою мечту, стал играть на бандонеоне в одном из лучших оркестров того времени — оркестре Анибала Тройло (Anibal Troilo), который сам был одним из лучших в мире исполнителем-бандонеонистом. Этому поспособствовал, как часто бывает, случай: Астор дружил с одним из оркестрантов, когда один музыкант, играющий на бандонеоне, серьезно заболел, Астора приняли сначала на временную, а затем и на постоянную работу в оркестр.

Анибал Тройло и Астор Пьяццолла

В июне 1946 г. Пьяццолла, твердо решив идти своим путем, создал свой собственный музыкальный коллектив «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр», который среди фанов именовался просто «Группа 1946». Хотя оркестр Пьяццоллы и исполнял традиционные мелодии, он делал это особым образом: аранжировки были сложными и изысканными, Танго впервые предназначалось не для танцев, а для серьезного прослушивания. В результате, группу никуда не хотели приглашать, так как публика жаждала танцев. В 1946 г. Пьяццолла сочиняет «El Desbande», свое первое Танго, а вскоре начинает на заказ писать музыку к фильмам, чтобы продержаться на плаву.

В 1949 г. он распустил оркестр и на долгих 10 лет оставил пылиться свой бандонеон. Одержимый поиском другой музыки, своего стиля, он начал писать академическую музыку для аккордеона, загоревшись идеей превратить аккордеон из эстрадно-оркестрового инструмента в полноценный классический. Одно из первых таких произведений, «Портовая рапсодия», которое вышло в США в 1950 г., было удостоено специальной премии.

Расцвет творчества

В 1950 — 1954 гг. музыкант создал ряд произведений, которые не имеют ничего общего с концепцией традиционного Танго: «Para lucirse», «Preparense», «Tanguango», «Triunfal», «Contrabajeando».

В 1953 г. его симфония «Буэнос-Айрес» была удостоена премии Фабиана Севицкого (англ. Fabien Sevitzky), а в 1954 г. он участвовал в конкурсе молодых композиторов, послав на конкурс сочинение «Sinfonietta», выиграл первый приз и получил возможность исполнить свое произведение в Буэнос-Айресе вместе с симфоническим оркестром «Radio del Estado».

Еще одна награда, которой Астор был удостоен в этом состязании, стала для него наиболее значимой: французское правительство предоставило победителю стипендию для годичного обучения в Париже у Нади Буланже (фр. Nadia Boulanger; 1887–1979) — французского композитора, выдающейся пианистки, дирижера, одного из лучших музыкальных педагогов того времени. Под руководством Нади Пьяццолла начал создавать собственный музыкальный стиль.

Смотрите так же:  Сопли текут по задней стенке чем лечить

В 1955 г. музыкант возвратился в Аргентину, где продолжал записываться со струнным оркестром, а также сформировал группу « Октет Буэнос-Айреса » (исп. Octeto Buenos Aires), с которой, собственно и начинается эра современного Танго. С использованием 2-х бандонеонов, 2-х скрипок, баса, виолончели, фортепиано, электрогитары, Астор создавал революционные композиции и аранжировки, которые не имеют ничего общего с классическим Танго с использованием стандартного танго-оркестра («orquesta tipica»), и создает чисто камерную музыку, без танцоров и певцов.

К окончанию французского периода Пьяццолла создал еще одну группу — «Струнный оркестр» . Творчество этих музыкальных коллективов совершило настоящую революцию в мире городской музыки. Однако, широкое внимание аудитории к новому оригинальному стилю сопровождалось и волной беспощадной критики, из-за которой композитор подвергся бойкоту со стороны аргентинских ортодоксальных газет и музыкальных записывающих фирм.

Не собираясь сворачивать со своего революционного пути, в феврале 1958 г. Пьяццолла распустил оба ансамбля и со своей семьей отправился в Нью-Йорк, где продолжил карьеру в качестве аранжировщика, экспериментируя с собственной версией джазового Танго. Он встретился с великим Диззи Гиллеспи (англ. Dizzy Gillespie), джазовым трубачем-виртуозом, и плодотворно сотрудничал с музыкантами оркестров Гленна Миллера (англ. Glenn Miller) и Тома Дорси (англ. Tommy Dorsey). Однако, финансовое положение Пьяццоллы и его семьи продолжало ухудшаться. Многие промоутеры наперебой советовали музыканту перейти к классическому исполнению, однако он мечтал покорить сердца слушателей Нью-Йорка своей версией Танго. Возможно, Астор опережал свое время.

Между тем, смерть отца Висенте в октябре 1959 г. (именно она стала толчком для создания самой известной композиции музыканта «Adios Nonino» ), послужила причиной того, что Пьяццолла вернулся в Буэнос-Айрес, где в который раз начал все «с нуля» и организовал свой первый квинтет.

Рождение «Tango nuevo»

В начале 1960-х музыкант укрепился в своем убеждении, что Танго является полноправным музыкальным направлением. Он записывает пластинки, дает концерты и совершает ряд турне по странам Южной Америки и США.

В 1963 г. он завоевал музыкальную премию Hirsch и написал произведение «Три симфонических движения»; с 1965 г. сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, создавая музыку к его стихам; в том же году выходит диск «Танго».

Тем временем, в 1966 г., когда ширилось и росло поклонение фанов, а вместе с ним конфликты с традиционалистами достигли апогея, Пьяцолла ушел от жены Деде Волфф, (исп. Dede Wolff), на которой женился в 1942 г. и от которой имел двоих детей. Композитор окунулся в жизнь, полную доступных женщин и экспериментов с кокаином. К счастью, этот «вираж» не особо помешал творчеству. В 1967 г. в сотрудничестве с поэтом Орасио Феррером (исп. Horacio Ferrer) композитор написал «Operita Maria de Buenos Aires» (оперита «Мария из Буэнос-Айреса»), поставленную в театре «Planeta» в 1968 г., где была заложена основа нового направления — «Tango nuevo».

Джазовые элементы дали Танго Пьяццоллы новую жизнь, его исполнение имело невероятный успех у публики и произвело фурор в кругах исполнителей. По настоянию аргентинского гитариста Роберто Аусселя , А. Пьяццолла начал писать для гитары. Сегодня, его «История танго для флейты и гитары», «Двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра» стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX столетия.

Астор Пьяццолла и Роберто Ауссель

В конце 1960-х гг. была написана пьеса «Тангасо» для оркестра «Музыкальный ансамбль Буэнос-Айреса», «Танго шесть» для «Мелос-ансамбля» и «Милонгу в ре» для скрипача Сальваторе Аккардо; к этому же периоду относится музыкальный цикл «Estaciones en Buenos Aires» («Времена года в Буэнос-Айресе»).

Именно в этот период музыкант познакомился с популярной фолк-певицей Амелитой Балтар (исп. Amelita Baltar) — выбрал ее изумительный глубокий голос для исполнения партии главной героини своей «опериты». Вскоре у Амелиты и Астора начался бурный роман, продлившийся 7 лет. В ноября 1969 г., на фестивале песни и танца, организованном Муниципалитетом Буэнос-Айреса, А. Балтар исполнила «Balada para un loco» («Баллада о сумасшедшем»), созданную тандемом Пьяццолла — Феррер. Песня была восторженно встречена публикой и заняла на фестивале почетное II место.

В 1970 г. Амелита и Астор отправились в Париж, где в 1971 г. Пьяццолла формирует новую группу, которая стала воплощением снов Пьяццоллы: изысканная симфоническая музыка в ее исполнении была поистине совершенна! Однако же, экономические обстоятельства (муниципалитет Буэнос-Айреса прекратил спонсорскую помощь оркестру) неизбежно привели ее к переформированию: Пьяццолла был вынужден уменьшить группу до квинтета. В 1972 г. Астор Пьяццолла начинает свою работу в Театре Колон (исп. Teatro Colon) и пишет музыку к фильмам: «Последнее танго в Париже», «Джин и Поль», «Предпоследний», «В Сантьяго идет дождь».

В то же время карьера Амелиты резко пошла «в гору». Пьяццолла откровенно завидовал ее успеху, ревновал, и в паре наметился раскол. В 1973 г. напряжение достигло своего пика, и у музыканта случился сильнейший сердечный приступ. Но самое страшное, что после расставания с Амелитой Пьяццолла испытывал депрессию и полное творческое опустошение.

Вскоре он принял решение поехать в Италию, чтобы сделать серию звукозаписей, в числе которых была и известная композиция «Либертанго» («Libertango»).

В 1974 г. Астор сделал потрясающую запись с легендарным джазовым саксофонистом Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan). В 1976 г. во время телевизионного интервью он познакомился с Лаурой Эскаладой (Laura Escalada), вскоре ставшей его последней любовью и второй женой.

В 1978 г. Пьяццолла вторично создает свой знаменитый квинтет (этот оркестр просуществовал практически до самой смерти своего основателя). Следующие 10 лет творчества были очень плодотворными и финансово успешными. Музыкальная группа активно гастролировала: Южная Америка, Европа, Япония и США. В этот период (до 1990) Астор Пьяццолла дал множество концертов, в основном со своим квинтетом, а в последний год творчества — с секстетом и струнным квартетом. В 1982 г. было написано «Le Grand Tango» для фортепиано и виолончели, посвященное знаменитому российскому виолончелисту Мстиславу Ростороповичу, представленное публике в 1990 г. в Новом Орлеане (New Orleans).

В июне 1983 г. в Театре Колон Астор дал один из лучших своих концертов: он представил программу посвященную музыке его жизни – «Танго Нуэво»

В 1986 г. маэстро получает престижную премию «Cesar» в Париже за музыку к фильму «El exilio de Gardel» (реж. Pino Solanas) и выступает вместе с известнейшим джазовым вибрафонистом Гэри Бертоном на фестивале в Монтре (Jazz Festival Montreux, Switzerland). В 1988 г., вскоре после последней записи («La Camorra»), сделанной его квинтетом, Пьяццолла в очередной раз совершает крутой поворот — снова расформировывает группу и работает соло со струнными квартетами.

Пьяццолла совместно с Лало Шифрин и коллективом «St Lukes Orchestra» записал «Концерт для аккордеона», «Три танго для аккордеона с оркестром» и «Сюиту Пунта дель Эсте». С Kronos квартетом музыкант записал сюиту Five Tangos Sensations, которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений классической музыки.

В 1974 г. Пьяццолла записывает в Милане с Джерри Маллигеном альбом «Саммит» с оркестром итальянских музыкантов и создал одно из самых известных своих произведений — «Либертанго» («Танго свободы») .

В последние годы своей жизни Пьяццолла предпочитал участвовать в концертах в качестве солиста в сопровождении симфонических оркестров, иногда давал концерты с собственным квинтетом. Музыкант с триумфом выступал в Японии, Франции, Италии, Германии, США, странах Латинской Америки.

Последние годы

Во второй половине 1980-х годов совместно с Лало Шифриным и «Оркестром Святого Луки» записал «Концерт для бандонеона», «Три танго для бандонеона с оркестром» и «Сюиту Пунта-дель-Эсте»; с «Кронос-квартетом» — сюиту «Пять танго-сенсаций», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки.

4 августа 1990 г. Астор Пьяццолла перенес обширный инсульт, в результате последствий которого 4 июля 1992 г. музыкант скончался в Буэнос-Айресе.

Любопытные факты

  • А. Пьяццолла — один из немногочисленных композиторов, который смог исполнить на концертах практически все свои произведения.
  • Только за последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку к балетам и театральным постановкам. Среди фильмов, к которым он написал музыку, можно выделить следующие: «Пираньи» (реж. Луис Гарсия Берланга), «Генрих IV» (реж. Марко Белоккьо), «Свет» (реж. Жанна Моро), «Армагеддон» (реж. Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (реж. Фернандо Соланас),
  • В Италии музыкант был удостоен Первой Премии за Лучший диск инструментальной музыки, в своем решении жюри отметило: «За смелость композиций и за творческий подход в создании аранжировок, придающих Танго новое звучание».
  • Нади Буланже занималась с Астором в течение 18 месяцев, которые по ценности «были равнозначны 18 годам обучения». Она часто говорила ему: «Ты сможешь правильно писать струнные квартеты, ты этому обязательно обучишься».
  • В 1990 г. Мстислав Ростропович, всемирно известный российский виолончелист, пианист и дирижер, в Новом Орлеане исполнил произведение для виолончели и фортепиано «Большое танго». Эту же музыку Ростропович играл в 1994 г. на сцене оперного театра Колон в Буэнос-Айресе на концерте памяти Пьяццоллы.
  • В феврале 1993 г. в Лос-Анжелесе на премию Грэмми-1992 в категории «Лучшая инструментальная композиция» было номинировано произведение Пьяццоллы «Oblivion» (с исп. «Забвение»), которое международная критика охарактеризовала, как одно из лучших произведений композитора.
  • Всемирно известный джазовый аккордеонист Ришар Гальяно (фр. Richard Galliano), создатель нового музыкального направления «новый мьюзет» — друг и ученик Астора Пьяццолы.
  • Сегодня композитора лучше всего представляет произведение «Libertango» (исп. Libertad de Tango – «Танго свободы»). Это танго, которому уже более 40 лет, было написано в самый трудный момент жизни музыканта — творческого опустошения после расставания с любимой женщиной, Амелитой Балтер. «Либертанго» стало точкой отсчета нового периода жизни и творчества Пьяццоллы. К сожалению, это танго зазвучало почти через 25 лет после создания, благодаря кинофильму Салли Поттер «Уроки танго» (1997 г.)
  • Музыку Астора Пьяццоллы исполняли Чик Кориа, Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет, Гидон Кремер.
  • В 1985 г. Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Город, который с осторожностью отнесся к покушению на одну из своих святынь — традиционное Танго — принял Пьяццоллу. А значит, и признал за ним право играть «популярную современную музыку Буэнос-Айреса».
  • Прототипом аргентинского Танго послужил южноамериканский танец Милонга (Milonga), смешавшийся с традициями иммигрантов. От африканцев был взят ритм, от испанцев — мотивы, а само название «Tango», предположительно, возникло от латинского слова «Tangere» — «касаться».
  • Сегодня музыковеды сходятся в том, что Астор Пьяццолла дал новую жизнь аргентинскому Танго. Говорят, музыкант сделал для Танго то же, что Штраус для венского вальса. Он превратил традиционную танцевальную музыку в высокое искусство, заставил его звучать в исполнении симфонических оркестров, не утратив ни грамма энергетики, ни капли эротики.
  • Астор Пьяццолла значительную часть творческой жизни пытался уйти от Танго к более серьезной музыке. Десять лет своей жизни он писал все, что угодно, кроме Танго. В 1953 г. молодой Астор, став лучшим молодым композитором года, поехал учиться в Париж. Как гласит легенда, талантливый педагог Нади Буланже, посмотрев его творения, сказала: «Только в Танго я вижу истинного Пьяццолла».
  • Нади Буланже совершила переворот в судьбе Астора, сказав юному музыканту: «Следуй своему интуитивному чутью! Твоя индивидуальность не в интеллектуальной музыке, а именно в Танго с элементами джаза».
  • Классический секстет, исполняющий Танго, состоял обычно из 2-х бандеонистов, 2-х скрипок, баса и фортепиано. В своем оркестре «Октет Буэнос-Айрес», созданном в 1955 г., Пьяццолла добавив к классическому составу виолончель и электрогитару. Менялись составы его музыкальных групп, но неизменным оставался дух Танго.
  • Критики говорили о музыке Пьяццоллы: это не танго, это джаз-рок. «Это моя музыка, — отвечал он, — и она ближе всего к Танго».

Некоторые высказывания музыканта

  • «Нади научила меня верить в Астора Пьяццоллу, верить, что моя музыка не так плоха, как я думал. Я ведь часто думал, что я — ничто, потому что играю танго в кабаре, однако, у меня есть то, что называют стилем. Но это было скорее неким сортом внутренней свободы стыдливого исполнителя Танго. Только благодаря Нади, я внезапно освободился, и с этого момента я понимал, какую музыку буду играть».
  • «Вся моя жизнь – это Грустное танго. Вовсе не оттого, что я грущу. Нет, я счастлив, я люблю вкусную еду, хорошее вино — я люблю жить! У моей музыки нет причин быть грустной, но она грустна просто потому, что это Танго. В ней есть драма, но нет пессимизма».
  • «Я всегда считал, что Танго создано более для уха, чем для ног».
  • «Музыка — больше, чем женщина: с женщиной можно развестись, а с музыкой — никогда. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу».